СТИЛЬ ЛЮДОВИКА 15,16 В ИНТЕРЬЕРЕ

Стиль французского рококо (rocaille) тесно связан с именем короля Франции Людовика XV. В отличие от вычурно-роскошного барокко времен Людовика XIV, мебель наступившей эпохи имеет новые очертания. Она приобретает некую камерность, особую утонченность. Ее главной отличительной чертой становится изящество, отсутствие прямых линий, излишней помпезности и наличие скругленных углов, сложных по очертаниям орнаментов: причудливых завитков раковин (рокайля), извивающихся сплетенных стеблей, цветочных гирлянд и пр. Мебельные ножки заканчиваются изящным завитком. Появление таких помещений, как будуары и кабинеты, стало толчком к созданию новых видов мебели. Именно эпохе  Людовика XV общество обязано появлением элегантных туалетных и игровых столиков, небольших секретеров с потайными ящичками, шезлонгов и располагающих к отдыху канапе со спинкой и боковой стенкой, кресел «бержер», удобных стульев с точеными ножками и высокой спинкой, «пузатых» комодов. Вся мебель инкрустирована ценными породами дерева, черепаховым панцирем, оловом, бронзой, золотом, серебром, поделочным камнем. Обивкой для нее служит глазет, кордовская кожа, бархат, гобелен, в качестве набивки используется конский волос.

Середина и вторая половина XVII века ознаменовалась появлением другого интерьерного убранства. Для украшения жилья использовались шелковые ткани, драпировки, шпалеры, а ворсовыми коврами стали покрывать полы. Стиль Людовика XV в интерьере ассоциируется с обилием позолоты, витиеватой лепнины и с камином, традиционная форма которого претерпевает значительные изменения. Он приобретает вид невысокого прямоугольного выступа в стене, декорированного мраморными плитками.  Над камином размещались зеркала в роскошно декорированных рамах, а каминную полку украшали парными подсвечниками, часами, статуэтками.

В то же время большую популярность у французских аристократов приобретают декоративные изделия китайских мастеров, которые прекрасно гармонируют с дворцовым убранством. Восточное влияние приобрело доминирующий характер. Позже его назвали «китайщиной» или по-другому шинуазри. Мебельные мастера изобрели лак, полностью имитирующий свойства знаменитой восточной лакировки. Они использовали смолистое вещество, добываемое из «лакового» дерева, которое после специальной обработки превращалось в очень прочный лак. Широкое распространение получил и иной вид отделки, к примеру, коллажи или кальки. Всеобщее увлечение Китаем   наложило специфический отпечаток и на текстильную моду, излюбленными сюжетами которой стали экзотическая природа, пагоды, маленькие фигурки  китайцев. Именно эпоху рококо считают тем временем, когда интерьер начал восприниматься, как единое целое. Все элементы убранства жилища, такие как расцветки драпировочных тканей, их фактура, декор потолков и стен, мебельные формы стали гармонично сочетаться друг с другом. Заметную роль в развитии стиля рококо сыграл итальянский ювелир, скульптор и архитектор Ж.О.Месонье, который прибыл во Францию в 1723 году.

Интерьер – стиль Людовика XVI

На смену вычурному изяществу мебели стиля Людовика XV приходит благородная сдержанность форм эпохи Людовика XVI. Новый стиль стал ярким образцом неоклассицизма. Мебель приобретает насколько удачные очертания, что и в современном мире она пользуется неизменно высоким спросом у декораторов. Уравновешенность пропорций и строгая геометрия линий выступают на первый план. Чрезмерная декоративность рококо перестала соответствовать требованиям  своего времени. К тому же большое влияние  на формирование стиля неоклассицизма оказали археологические раскопки в Помпеях и Гер­кулануме. Сразу в архитектуре, а затем и в прикладном искусстве возник интерес к античному искусству. Новый стиль воплотил в себе характерные черты  классических традиций античности и утонченности рококо. Это выразилось в разносторонности стиля, в котором сочетаются строгость прямых линий ножек кресел, шкафов, стульев,  кушеток и, к примеру, округлых изголовий  кроватей, кресел и пр. Одной из самых популярных фигур интерьера становится овал. Столы, зеркала и прочую мебель мастера производили преимущественно овальной формы.

Причудливо изогнутые линии, восточные фантазии и завитки рокайля ушли в прошлое. Вместо них в орнаменте появляются две новые темы: антик (гирлянды, лавровые листья, меанры, лист аканта) и пасторальные мотивы сельской жизни (букеты из колосьев и полевых цветов, фрукты, ленточки, снопы и пр.). Красное дерево в основном применялось для фанеровки. Наряду с ним для инкрустирования филенок используются экзотические породы деревьев, такие как лимонное, сатиновое, розовое, тюльпанное и др. Обрамление выполнялось из пород дерева, которое имело темный цвет, к примеру, черного дерева, туи и пр. Мебель украшалась накладками, изготовленными из фарфора или бронзы. Ножки уже не имели прежних изгибов, они  стали зауженными, длинными, слегка витыми или с изящными каннелюрами. Цветовая гамма представлена светлыми пастельными тонами, иногда отдельные фрагменты мебели покрывали белым лаком и легкой позолотой. В качестве обивочных материалов применялись шелковые и гобеленовые ткани. В настоящее время утонченная изысканность рококо в сочетании со строгими очертаниями антика находят широкое применение при оформлении коттеджей, апартаментов и прочих просторных помещений. Ведущие декораторы современности в своих работах показали, насколько в наше время могут быть актуальными предметы мебели, выполненные в стиле эпохи Людовика XVI. Но, возможно кому-то больше нравится мебель в стиле людовика 14.

ПОСМОТРИТЕ ИТАЛЬЯНСКУЮ МЕБЕЛЬ В ДРУГИХ СТИЛЯХ ИНТЕРЬЕРА: